Гражданин выступает в роли потребителя, если приобретает, заказывает или использует товары, работы либо услуги для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью.
Для этих целей потребитель вступает в правовые отношения с организациями или индивидуальными предпринимателями, производящими или реализующими товары либо услуги.
Независимо от конкретной формы договора потребитель имеет право:
- на надлежащую информацию об исполнителе услуг, изготовителе, продавце;
- надлежащее качество услуг, работы, товара;
- восстановление нарушенных прав;
- безопасность услуг, работы, товара;
- компенсацию вреда, причиненного вследствие недостатков товара;
- компенсацию морального вреда;
- судебную защиту (ст. 4, 7-10, 14, 15 Закона).
Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель — по месту его жительства, месту жительства или пребывания истца, заключения или исполнения договора. Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен по месту нахождения ее филиала или представительства (п.2 ст.17 Закона).
Истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются от уплаты государственной пошлины при подаче в суды общей юрисдикции, а также мировым судьям исковых заявлений, если цена иска не превышает 1000000 рублей. В случае если цена иска превышает эту сумму, уплачивается государственная пошлина в сумме, исчисляемой в соответствии с подп.1 п.1 ст.333.19 НК РФ и уменьшенной на сумму государственной пошлины, подлежащей уплате при цене иска 1000000 рублей.
При рассмотрении дел о защите прав потребителей учитывается следующее:
- условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с какими-либо законодательными актами, являются недействительными; если в результате исполнения такого договора у потребителя возникли убытки, они подлежат компенсации;
- под существенными недостатками следует понимать неустранимые недостатки, либо недостатки, которые не могут быть устранены без несоразмерных затрат времени и средств, либо недостатки, которые появляются неоднократно после их устранения;
- при выявлении существенных недостатков потребитель имеет право расторгнуть договор и потребовать компенсации убытков;
- при полном или частичном повреждении вещи (материала), переданной исполнителю для работы, закон предусматривает обязанность исполнителя двукратно возместить стоимость утраченной либо поврежденной вещи (материала);
- суд может освободить исполнителя от возмещения стоимости испорченной вещи (материала), если исполнитель заранее предупреждал потребителя об особых свойствах этой вещи, которые могут повлечь ее утрату, или если указанные свойства не могли быть выявлены при ее надлежащей приемке;
- цена вещи (материала) при ее передаче исполнителю определяется по соглашению сторон и указывается в квитанции или ином документе.
В случае удовлетворения иска судья выносит решение:
- о полном возмещении убытков потребителя, вызванных неисполнением продавцом (исполнителем) договорных обязательств; исключение составляют нарушения обязательств по перевозкам и хранению, для которых установлен ограниченный размер ответственности (ст.
796, 902 ГК РФ);
- взыскании пени (неустойки), установленной законом или договором;
- выполнении ответчиком в натуре возложенных на него обязательств перед потребителем.
При этом убытки потребителя складываются:
- из расходов, которые потребитель, чье право нарушено, произвел или должен произвести для восстановления нарушенного права, в результате утраты или повреждения имущества;
- доходов, которые потребитель получил бы при обычных условиях гражданского оборота (упущенная выгода).
По всем возникшим вопросам обращайтесь в нашу юридическую консультацию : Юридическая консультация Кротковой Галины Ивановны , г. Челябинск, ул. Молодогвардейцев, д.10Г, тел. 8 9000 626 697, е-mail: KrotkovaGalina@yandex.ru
>20 | >3000 | >99% |
лет успешного опыта работы |
выйгранных дел в суде |
случаев клиенты получили экономическую выгоду |